Ваш город Москва?
Да, всё верно!
Выбрать другой город
Выбрать другой город
Да, всё верно!
Звоните нам бесплатно!
с 10 до 19 часов Заказать звонок
Аккаунт
Здравствуйте,
представьтесь,
пожалуйста!
Покупок:0 Корзина

Как понять, готов ли ребенок пойти в школу?



Стоит ли готовиться к школе с пеленок и поступать в первый класс как можно раньше? Статья психолога Марии Гроховской о том, почему раннее развитие может быть опасным и какие есть признаки готовности ребенка к школе.

В наше время родители стараются всеми силами «развить» своих детей, чтобы те выросли успешными и счастливыми. При этом, основной упор они делают на интеллектуальное развитие. Многие дети уже с 3-4 лет учатся читать, писать и считать, а мамы и бабушки с гордостью рассказывают о том, каких они добились успехов в этом деле.

Социальные требования сейчас тоже другие: 20 лет назад большинство детей приходило в 1 класс, не умея читать и писать, и это считалось нормой. А сейчас во многих школах эти навыки обязательно учитывают при поступлении.

Казалось бы, логично – чем раньше ребенок начнет учиться, тем больше он успеет узнать и тем проще ему будет в школе, а потом и в жизни. Но так ли это? Стоит ли готовиться к школе с пеленок и поступать в первый класс как можно раньше?

Чтобы разобраться, давайте узнаем, как развивается в этом возрасте психика и какие структуры и умения формируются в это время.

С самого рождения ребенок развивается постепенно и последовательно, подчиняясь заложенной природой программе. Если искусственно форсировать или убирать какие-то её части, это может привести к дисбалансу. Никому не приходит в голову учить новорожденного ходить или говорить, «чтобы ему потом было проще». В дошкольном возрасте у ребенка продолжают формироваться мозговые структуры и психические функции, необходимые для дальнейшего обучения и познания, и заменять их чем-то искусственно – не эффективно и даже вредно.

Для старших дошкольников ведущей активностью (которая занимает большую часть времени и является наиболее важной для развития) является ролевая игра.

Несмотря на то, что само понятие «игры» обычно кажется нам чем-то несерьезным, для ребенка она – важнейшее развивающее занятие. Именно в ходе игры формируются и созревают те самые психические механизмы и функции, которые в будущем будут необходимы для обучения в школе: произвольное внимание, самоконтроль и основы воли, воображение, мышление, познавательная мотивация, эмоциональный интеллект, освоение социальных навыков и основ коммуникации.

Очень важно, чтобы у ребенка естественным путем менялась ведущая деятельность с игровой – на учебно-познавательную. В среднем это происходит как раз в 6-7 лет.

Если ребенка лишить игры и заменить её на интеллектуальные занятия, есть вероятность, что какие-то функции не будут вовремя сформированы. И вполне возможно, что ребенок будет стремиться «доиграть» то, что не успел, уже во время школы, а часть нагрузок и заданий просто не в состоянии будет освоить в силу психической незрелости. В результате будет страдать и учеба, и отношения с родителями, и сам ребенок.

Психологическая готовность к обучению в школе – один из важнейших итогов психического развития дошкольного периода, и ее обязательно нужно оценивать, перед тем как записывать ребенка в первый класс.

Разные авторы выделяют различные признаки готовности ребенка к школе. Давайте выделим три больших блока и разберемся, что к чему:

Физиологическая готовность

Оценивается уровень физического развития и здоровья ребенка, готовность костей и мышц, степень развитости координации и моторики движений (в том числе координации глаз-рука), утомляемость и устойчивость к нагрузкам.

Психологическая готовность

Это целый комплекс функций в различных сферах: интеллектуальное развитие и степень развитости познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение), эмоционально-волевое развитие и уровень произвольности, развитость коммуникативной сферы и речи, уровень мотивации и социальной зрелости.

Социальная позиция

Это потребность в обучении и общении со сверстниками, умение подчинить свое поведение внешним правилам, способность исполнить роль ученика. Все это способствует формированию «внутренней позиции» школьника - ребенок хочет быть школьником и учиться, брать на себя обязательства и иметь определенные права. При этом он понимает, как вести себя в школе, умеет общаться со сверстниками и выстраивать отношения с ними, понимает роль учителя.

Важно отметить, что наличие сформированных навыков чтения и письма вовсе не обязательно, это второстепенный критерий. Гораздо важнее, сформирована ли у ребенка произвольность (умение удерживать внимание, подчиняться правилам и делать то, что «надо» в ущерб своему «хочу»).

Готовность к школе – это целостное образование. Отставание в развитии одного компонента может повлечь за собой искажение или отставание других. В то же время, грамотная коррекция отстающих функций может подтянуть остальные.

Поэтому лучше, чтобы диагностику готовности к школе проводил специалист-психолог, он сможет профессионально оценить все аспекты и дать развернутые рекомендации.

Понравилась статья?

Мы можем присылать новые вам на е-мейл


Комментарии
  • Мы знакомы? Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии.


Читайте в нашем блоге:

Рассылка «Понарошку»

Подпишитесь на нашу рассылку и мы пришлем вам на почту бесплатный гид

7 главных игрушек для всех возрастов

и будем делиться новостями, интересными материалами и скидками

Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности