Ваш город Москва?
Да, всё верно!
Выбрать другой город
Выбрать другой город
Да, всё верно!
Звоните нам бесплатно!
с 10 до 19 часов Заказать звонок
Аккаунт
Здравствуйте,
представьтесь,
пожалуйста!
Покупок:0 Корзина

«Они приходят в школу, не наигравшись»: школьный психолог о влиянии современных игрушек на детей



Школьный психолог рассказала нашей редакции о том, как современные навороченные игрушки с заданными функциями влияют на способность целого поколения школьников разобраться в математике и понять другого человека.

С игрушками в современном мире всё хорошо. Они разные, их очень много, всё можно посмотреть, потрогать, обо всех игрушках можно прочесть отзывы «за» и «против», все игрушки, в конце концов, можно купить. Кажется, никаких проблем.

Мы попросили школьного психолога Ирину Пермякову, которая каждый день работает с детьми, рассказать редакции «Понарошку», так ли всё безоблачно и какие возникают трудности в организации обучения детей, которые выросли в изобилии навороченных разными функциями игрушек.

«В старшем дошкольном возрасте дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, которые остаются любимым делом довольно долго. Роли в этих играх есть не только у ребенка, но и у предметов, которые участвуют в игре. Все эти предметы приобретают символическое значение.

Палочка может стать лампой, кубик — столом, ящик — квартирой.

Сюжетно-ролевая игра, где есть символические предметы, помогает развитию воображения. Без хорошо развитого воображения в будущем будет крайне трудно освоить математику с ее абстрактными понятиями, написать хорошее сочинение, не говоря уже о том, чтобы разобраться в произведениях искусства или понять точку зрения другого человека.

Несмотря на то, что дети могут наделить ролью любой предмет, играют они в наше время почти всегда игрушками – ультрасовременными, «развивающими». Так ли это? И какой должна быть игрушка, чтобы по-настоящему развивать?

У Астрид Линдгрен есть чудесная сказка «Принцесса, не желавшая играть в куклы». У принцессы были всевозможные игрушки, только играть она совсем не хотела, а потом случайно встретила деревенскую девочку, которая научила ее играть. Одной из важнейших фигур в этой игре стала простая деревянная кукла деревенской девочки. Они примеряли разные взрослые роли, делали необходимые для игры предметы из того, что находили под рукой.

Сказка Астрид Линдгрен о том, что для игры нужны простые игрушки и нужен человек, который поможет научиться с ними играть. Фантазию сказочной принцессы не пробуждали многочисленные прекрасные куклы, которые умели говорить и двигаться. Это смогла сделать обычная деревянная кукла.

Сегодня игрушки стали еще функциональнее. Пластмассовые лошади самостоятельно ходят, машинка заезжает в гараж как по волшебству, игрушечные звери выглядят как настоящие животные, роботы как будто сошли с экрана.
  
Игрушка общается с ребенком, имеет свой характер и уникальный интерфейс. Она сама предлагает ребенку варианты игры, заданные программой.

Получается не игра, а манипуляция с игрушкой: ребенок нажимает на кнопку и смотрит, как игрушка действует сама по себе.
В случае таких игрушек у ребенка остается очень мало возможности проявить фантазию, придать вещи переносное, символическое значение. Игра обедняется. Кроме того, для многих игрушек выпускают дополнительные наборы и комплекты. Это приводит к стремлению ребенка обладать все новыми и новыми вещами.

«Простая» игрушка способствует развитию воображения. Самая обычная кукла в игре может стать кем угодно: принцессой, бедной крестьянкой, злой мачехой, колдуньей, главой корпорации. Игрушечное животное без дополнительных функций благодаря воображению ребенка может обрести свой голос, способности, умения. Игрушечные машинки могут ездить, где угодно и с какой угодно скоростью.

Игра с «многофункциональными» игрушками, которые предполагают строго определенные действия, грозит тем, что дети приходят в школу, не наигравшись. Я сталкиваюсь с этим каждый день в работе с младшими школьниками.

Потребность в игре по сути не удовлетворена, поэтому у детей к первому классу не формируется осознание себя школьником, и мотивация ходить в школу остается игровая.

Воображение у детей гораздо беднее, чем могло бы быть. Задания, в которых нужно проявить фантазию, и сделать что-то необычное, вызывают трудности у детей, недоумение и злость у родителей и учителей. Сложность в понимании переносного значения фразы, скрытого смысла текста отчасти тоже может быть связана с упрощением детской игры. Заходя в группу продленного дня, я почти всегда вижу, как первоклашкам трудно организовать свой досуг. Они просто не знают, чем заняться, и скучают без регулярных подсказок со стороны.

Кроме качества игрушек, очень важно их количество. Без очередного комплекта кукольных аксессуаров, новой модели оружия, одинаковых солдатиков или очередной автомобильной парковки можно обойтись. И это не вопрос экономии. Это вопрос воспитания и того самого развития, о котором забывают родители за чередой покупок.

Кукольную еду можно вылепить или нарисовать, вместо посуды использовать пуговицы, кровать смастерить, одежду сшить, гараж и трассу построить на ковре, а дом обустроить в ящике в шкафу. Заодно ребенок будет учиться разумному потреблению.

Кстати о разумном потреблении.

Современные дети с трудом могут назвать любимую игрушку, поскольку их слишком много.
Это показало одно из недавних исследований в США. 

Любимая игрушка помогает отождествляться с другим, учит доброте, помогает ребенку переживать нежность, привязанность, жалость, становится другом. А в наши дни игрушки быстро надоедают ребенку, он не успевает привязаться к одной из них.

В том, чтобы у ребенка были «функциональные» и «автоматизированные» игрушки, нет ничего плохого. Важно, чтобы по сравнению с остальными игрушками их было немного. Покупая игрушку, подумайте, поможет ли она проявить заложенные и развить новые способности, позволит ли быть творцом игры.


Ирина Пермякова, школьный психолог

специально для редакции «Понарошку»

Понравилась статья?

Мы можем присылать новые вам на е-мейл


Комментарии
  • Мы знакомы? Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии.


Читайте в нашем блоге:

Рассылка «Понарошку»

Подпишитесь на нашу рассылку и мы пришлем вам на почту бесплатный гид

7 главных игрушек для всех возрастов

и будем делиться новостями, интересными материалами и скидками

Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности