Ваш город Москва?
Да, всё верно!
Выбрать другой город
Выбрать другой город
Да, всё верно!
Звоните нам бесплатно!
с 10 до 19 часов Заказать звонок
Аккаунт
Здравствуйте,
представьтесь,
пожалуйста!
Покупок:0 Корзина

Песочница: уроки дипломатии



Дети встречаются друг с другом везде. Они в любом месте в любое время учатся взаимодействовать, но нигде это не происходит с такой интенсивностью, как в обычной песочнице. Поистине, этот небольшой участок детской площадки порой напоминает целый мир – со своими законами, конфликтами и дипломатическими соглашениями. Как же научить малышей играть вместе, делиться друг с другом, не быть агрессорами и отстаивать при этом свои границы?

Самые частые столкновения на площадке случаются из-за игрушек. Наверное, ещё и потому, что игры в песочнице выпадают на кризисный возраст 2-4 лет. В это время каждый ребенок проходит естественный этап развития, разделяя вещи на «свои-чужие».

Отправляясь в песочницу, наберитесь терпения. Одна мама считает, что все совочки в песочнице общие. Другая отодвигает своего малыша в дальний угол, чтобы у него ничего никто не брал. Подходы разные, представления у всех разные, а уживаться на одной территории приходится. Будьте внимательны, старайтесь говорить уверенно и спокойно, не переходя на крик.

Главное, чего не нужно делать, когда во время игры возникает конфликт – так это перевоспитывать чужого ребенка или его маму. Нужно тактично и уверенно решать конкретный вопрос.

Соседский мальчик отбирает все игрушки у вашего ребенка? Вместе с его родителем договоритесь и сделайте так, чтобы он так не делал, пока вы гуляете, но постарайтесь не оценивать чужого ребенка, не вешайте на него ярлыки «ужасный», «злой», «невоспитанный». Кричать на чужих детей и наказывать их нельзя. Выяснять отношения и воспитывать их тоже нельзя. Призовите на помощь взрослого, с которым тот гуляет, и спокойно разбирайте ситуацию в его присутствии.

До 3-х лет будьте рядом с ребенком и не перекладывайте ответственность за происходящее на него со словами «пускай сам разбирается». Степень самостоятельности растет постепенно. Ни ваши, ни чужие дети не могут сразу играть вместе «как положено». Для этого им нужен ежедневный пример. После 3-х лет можно давать возможность налаживать общение самим, вмешиваясь, только если в ход пошли кулаки или начались слёзы.

Берите на прогулку игрушки, которыми малыш легко сможет поделиться. Дорогие и самые любимые игрушки лучше оставить дома, поскольку во дворе они могут сломаться или потеряться.

Если вы взяли игрушки, которые по разным причинам не хотите выкладывать в общую кучу, спрячьте их в непрозрачную сумку, чтобы не дразнить и не провоцировать других детей.

Если в песочнице, куда вы обычно ходите, очень много разных игрушек, можете заранее пометить свои несмываемым маркером. Когда придет время собираться домой, это поможет не прихватить чужое и не дать унести своё.

Брать чужую игрушку можно только с разрешения её владельца. Если другой ребенок не хочет делиться, можно предложить ему поменяться и протянуть одну из своих игрушек, но настаивать и тем более отбирать силой – нельзя. Готов другой ребенок поделиться или нет, понятно по первым минутам общения. Если он поделился игрушкой, громко поблагодарите и обязательно верните игрушку, когда придёт время. Поделились – поиграли – вернули. Если он делиться не захотел, объясните своему ребенку, что так бывает и это его право.

Не настаивайте, чтобы ваш ребенок всегда делился своими игрушками по чужой просьбе. Не сопровождайте это словами «какой ты жадина, не умеешь играть, с тобой никто не будет дружить». У ребенка есть право оставить свои игрушки при себе и не меняться, пока он сам не захочет. Пускай не делится, но тогда ему не нужно брать чужие игрушки. Спокойно повторяйте это из раза в раз, и со временем он усвоит правила.


Ребята, которые взяли поиграть твои игрушки, всегда должны их вернуть. Точно также поступай в случае, когда игрушку взял ты – верни её ребенку, которому она принадлежит. Когда ваш ребенок не хочет возвращать игрушку по просьбе владельца, уверенно и без компромиссов нужно её вернуть. Если уговоры не помогают, предложите что-нибудь взамен – цветочек, шишку, другую бесхозную игрушку. В конце концов, мягко разожмите ручки малыша и утешьте его, объяснив, что игрушка чужая и пришло время отдать её обратно.

Если другой ребенок отобрал игрушку у вашего, обратитесь к его родителю с просьбой уладить ситуацию. Скажите своему ребенку «мальчик пока ещё не научился просить, он просто захотел поиграть с твоей игрушкой, ты ему разрешаешь?». Если ответит «нет» – ищите способ вернуть игрушку, подключив взрослого «с той стороны».

Настаивать, вырывать игрушку из рук и кричать – нельзя, и другие тоже не могут так поступать по отношению к тебе. Если вы уверены, что другой ребенок нарочно отбирает игрушки, кидается песком или дерется, твердым голосом говорите «я так не разрешаю делать», «мы обычно даем игрушки, когда нас вежливо просят», «мы привыкли играть по очереди», «мы позволяем нашему ребенку делиться игрушками, только если он этого сам захочет» и так далее. Главное в любой подобной формулировке – тактично объяснять, где проходят границы в общении с вами и вашим ребенком, а не доказать чужому малышу, что он «плохой».

Старайтесь не убегать из песочницы при любом конфликте. Этим вы демонстрируйте ребенку, что единственно возможный выход (зачинщик он или жертва – неважно) – это уход от конфликта без попыток его урегулировать. Можно отойти в сторону, разъяснить малышу ситуацию, дать позитивный пример поведения и вернуться в игру.

Песочница – это счастье летних игр и одновременно – великий труд. Труд быть тактичным, вежливым, стойким и терпеливым.Труд воспитывать в своём малыше коммуникативные качества, научить его оберегать свои границы, не переступая чужих. Будьте настроены благожелательно, берите с собой побольше игрушек и помните, что чужие дети – всего лишь дети. Они также неопытны, неумелы и беззащитны в первых попытках дружбы, как и ваш малыш.

Мария Рожкова
специально для «Понарошку»

Понравилась статья?

Мы можем присылать новые вам на е-мейл


Комментарии
  • Гульнара

    Дипломатия в песочнице это штука полезная и нужная! Спасибо вам за советы! Я со своей дочкой в свое время намучалась, была у нас привычка бросаться во всех лопатками и формочками. А если кто-то что-то пытался у неё взять поиграть, так вой на весь двор был. Больших усилий мне стоило отучить её от этого.

    18.08.2015 14:58
  • Elena

    Эту статью, как наглядное пособие надо всем молодым мамам выдавать. Очень хорошо написано. А то, как не придешь в песочницу вечно какие-то разборки между мамами, и все это при детях. Очень печально. Никакой вам дипломатии. Одни оскорбления и в адрес друг друга, и в адрес ни в чем неповинных детишек.

    20.08.2015 10:56
  • Василиса

    Учить детей дипломатии при общении действительно очень важно, вот только жаль, что сейчас большинство родителей сами этому не обучены.

    21.08.2015 16:57
  • Ольга Зудина

    Да согласна, что детей  учить дипломатии необходимо, но как верно подмечено в предыдущих комментариях - учить надо так же и родителей, как бы горько это не звучало. Очень кстати точно подмечено, про перекладывание обязанностей на детей, действительно очень многие молодые родители допуксают такую ошибку думая, что ребенок сможет решить конфликт самостоятельно. Может и сможет конечно, но шанс не велик.

    04.09.2015 13:59
  • Софья Кириллова

    Мне кажется, что когда у ребенка из рук вырвали игрушку, не всегда уместно говорить, разрешит ли он. Для начала сказать, чтотпоступок не правильный, потом о том, простит ли он обидчика?

    10.05.2016 11:59
  • Софья Кириллова

    А до этого, лично я считаю необходимым отобрать игрушку у обидчика. А не 3 часа с его мамой выяснять отношения, которая считает, чтотна площадке все общее, а мальчик должен уметь защищать свои интересы или "подождите, я сейчас его уговорю вернуть" и 3 часа она с ним переговоры ведет (напомню, мой ребенок пострадал от отбирания, а ее ребенок 3 часа играет нашей игрушкой, пока его мама терпит фиаско в переговорах). Я не делю детей на плохих и хороших. Только поступки. Но позволить обидеть своего ребенка, а потом ждать "милости" обидчика, я не буду. Я учу, что если у тебя отобрали общее (в садике) или твое, то надо сначала забрать обратно, а потом уже беседы вести.

    10.05.2016 12:05
  • Софья Кириллова

    В остальном согласна! Очень хорошая статья и основные сложности разложены! Хотелось бы еще услышать Ваше мнение

    10.05.2016 12:06
  • Софья Кириллова

    Хотелось бы еще услышать мнение о том, как себя вести, если ребенку разрешили поиграть с лопаткой, например, он уже придумал игру, копает тоннель, например, а тут хозяин игрушки захотел забрать. Своих я учу "пусть доиграет". Для ребенка пресекание игры очень болезненно всегда. Когда хозяин уходит с площадки - это все же объективно и понятно, поэтому легче принимается. Я своих стараюсь поэтому нацелить играть только со своими игрушками. Ведь если часто возникает ситуация, что ребенок специально дает свои игрушки, чтобы таки иметь законное право отнимать в любой момент, то тот, у которого постоянно отнимают становится раздраженным. А если это маленький ребенок (до 2,5 лет), то ему вообще не очень понятно, что такое мое, а что такое чужое. То есть он почти одинаково переживает отбирание своей и чужой игрушки.

    10.05.2016 12:14
  • Мы знакомы? Авторизируйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии.


Читайте в нашем блоге:

Возможно, вам понравятся

Рассылка «Понарошку»

Подпишитесь на нашу рассылку и мы пришлем вам на почту бесплатный гид

7 главных игрушек для всех возрастов

и будем делиться новостями, интересными материалами и скидками

Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности